Язык племени амондава – язык, для которого не существует времени
У языка каждого народа есть свои характерные особенности и черты, которые могут казаться смешными, непонятными, интересными. Но порой эти особенности настолько удивительны, что не рассказать о них было бы большим упущением. Об одном таком языке мы и хоти вам рассказать. Точнее о его особенности. Итак, знакомьтесь – язык амазонского племени амондава. Язык, у которого нет времени.
Его действительно нет, в самом прямом смысле этого слова. Точнее, у индейцев амондава нет такого понятия как «время».
Уникальную особенность этого языка исследовали сотрудники Портсмутского университета, расположенного в Великобритании. Крис Синья, один из участников исследования рассказывает:
- То, что у индейцев нет определенных обозначений для времени, не означает, что они живут без него, или находятся вне времени. Как и всякий народ и культура они, конечно, могут говорить не только о событиях, но и об их последовательности. Но определения времени, которое не зависит от происходящего сейчас, в их языке не существует.
К примеру, на языке амондава нельзя выразить свою усталость, объяснив, что вы «работали весь день». Потому что такого понятия как «день» для них не существует. Они не могут сказать: «я спал всю ночь», потому что для них нет определения «ночи» как времени.
Кроме этого, племя не может сказать, что такое месяц или год. А для определения своего возраста они пользуются именами, меняя его по прошествии какого-то жизненного этапа. У них нет точного счета прожитым годам, они его не ведут.
Но самое удивительное и интересное, пожалуй, в том, что в языке нет связи между движением в пространстве и ходом времени. То есть, если мы говорим о каком-то событии, то обязательно привяжем его ко времени, в котором оно произошло. И если вчера был сильный дождь и ветер, мы так и говорим «вчера свирепствовала погода», или «вчера по городу прошелся ураганный ветер». А вот в языке племени амондава подобных конструкций не существует.
- Не нужно принижать когнитивные способности племени, считая, что в этом они отстают от других культур. До того, как племя в 1986 году открыло для себя новый мир, в том числе португальский язык, проблем с выстраиванием конструкций привязывая все ко времени у них никогда не было.
Как считают ученые, отсутствие в языке временных определений в первую очередь может быть связано с тем, что у их носителей нет технологий, по которым время измеряется. То есть, у индейцев нет ни часов, ни календаря, которые бы точно вели отсчет времени. Многие примитивные племена в связи с этим ограничены в числовой системе.
Все эти доводы не могут убедить специалиста по лингвистике Пьера Пика, который представляет французский Национальный центр научных исследований, занимающийся изучением родственного языка мундуруку:
- Я считаю, что пытаясь связывать время, числа, настроение, пространство и грамматическое время используя только причинно-следственную связь - занятие безнадежное, во всяком случае, если судить по знакомому мне языковому разнообразию.
Ученый считает, что абсолютное выражение пространственных отношений это то, чем пользуются малые племена, говоря на своем языке о времени. То есть, для каждого отдельного места реки у них свое конкретное определение. Общего нет. Понять, почему языки формировались в малых племенах именно таким образом не сложно. Ведь поскольку племя небольшое, им хватало и такого общения, чтобы понять друг друга.
Ну и на последок можно пожелать только одного, чтобы язык племени амондава не поменялся совсем, из-за вторжения в него португальских конструкций, нужно снова попытаться найти в языке племени «время».