Страна под названием «Там»
«Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там…»
(А. С. Пушкин)
Поэма «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина — великого русского поэта. Как сказал кто-то из выдающихся: «Пушкин — это наше все!» Не будем восхвалять заслуги создателя русского литературного языка: до нас это сделали уже не одну сотню раз. Поговорим о другом.
Посмотрим на строки Пушкина, расположенные выше. Что же видно? Избушка, леший, русалка-красавица, невиданные звери — это бросается в глаза сразу же. А что далее? Смотрим внимательнее: «ТАМ чудеса», «ТАМ» леший, дорожки, избушка — все «ТАМ». «Едим» глазами текст и думаем, что такое «ТАМ»? Все гениальное просто. Чем проще, тем гениальней. Как у Александра Сергеевича. «ТАМ» — главное (ключевое, если в стиле ip) слово в этих строчках. Оно накрывает собою всю поэму, ежели понять, что оно значит, что символизирует. А символизирует оно следующее.
«ТАМ» — это страна. Но страна не на карте. У нее нет границ. Это страна, находящаяся за гранью повседневности, за гранью быта (хотя там достаточно полезных бытовых деталей и советов), параллельный мир. В ней побывал каждый, особенно в детстве, но не каждый смог остаться там, не каждому было это дано. Уйдем в луга солнечным летним днем, упадем в траву и будем смотреть на небо. «Облака плывут, облака, из далекого далека…» — пел недавно ушедший Александр Барыкин. И если повезет, через некоторое время мы окажемся в той стране, мы физически ощутим прохладное божественное дуновение, мы будем околдованы облаками, плывущими в вечность. А как не хочется уходить оттуда, как хочется соединить два мира. Сразу не выйдет. Но жили и живут люди, которые осознанно существуют в этой стране, балансируют на грани. И хорошо живут!
Кто же «ТАМ» живет? Все, кто сохранил в душе искру Божью. Искру творчества, творчества везде: в любви, в повседневности, в том же самом быту, в работе, в чувстве благодарности за то, что нам подарено.
И, конечно же, служители русского языка — поэты и писатели — несомненно там. Страна эта в том числе и литературная. Если кто-то пришелся ей по нраву, то не будет отпущен обратно. «Несчастного» заставят творить, рисовать художественные образы, отдавая дань языку, в сотни раз сильнее реагировать на чужую боль, несправедливость, чтобы дать возможность окружающим увидеть это. Вспомним людей, ходящих по горячим углям и битому стеклу босыми?! Они в стране «ТАМ». Высоцкий писал: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души!» Каково!
Да возьмем то, что всегда рядом — прекрасные русские народные сказки. Кто их создал? Кто автор множества томов, являющихся достоянием и гордостью русской нации? Ответ очевиден: народ! Издревле, сначала устно, от деда к отцу, от отца к сыну, от сына к внуку передавались народная мудрость и сказания. Затем появились грамоты на бересте и коже. Язык стал материально оформленным. Мышление, восприятие окружающего мира в то время было целостным, язык отражал это. Не было четкой градации между песней, сказкой и жизнью. Обрядовые, трудовые песни переплетались с ежедневной работой, органично входили в межличностные и коллективные отношения. Тогда все (или почти все) были «ТАМ».
За все надо платить. И за это в том числе. Кому больше, кому меньше, а кому-то повезло: ему было подарено. Самая большая плата была у Пушкина, Лермонтова, Есенина, Высоцкого и еще многих. Но мы читаем их стихи, цитируем их строки, ставшие поистине народными и, значит, находимся в сказочно-языковой стране «ТАМ»!