«Выхожу один я на дорогу» (часть 2)
Продолжим, уважаемый посетитель нашего сайта.
«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего, жалею ли о чем?»
А вот это он о земном. Каждый поэт, вольно или невольно, стремится к жизни более совершенной, более позитивной, одухотворенной. Но реальная действительность далеко не всегда соответствует этим требованиям. Вот некоторые факты. Брак родителей был несчастливым, и Миша Лермонтов определенное время рос в обстановке семейных распрей. В 1832 году его не зачисляют в университет Петербурга, и он, по совету родных, избирает карьеру военного. Кто знает, что было бы, ежели б Лермонтов закончил университет. Хуже бы не стало. Дольше жизнь и больше стихов – это наверняка! И дуэлей бы не было. Далее арест, ссылка – вот основные «радости». Нет, случались и истинные радости, и довольно много, но мы идем по стихотворению.
«Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть».
В книге С.Н. Лазарева «Диагностика кармы» сказано, что зацикливаться на контроле жизненной ситуации, сильно ждать чего-то от жизни нельзя – пойдет развал планов. Тем более недопустимо жалеть о том, что прошло, Поэт в 19 веке в двух строках предвосхитил то, чему на рубеже 20 и 21 веков посвящена книга (что не умаляет достоинств ее автора).
«Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!»
Вспомним: «…но есть покой и воля». Совпадение? Вряд ли. Просто поэты устроены одинаково и являются выразителями сути души человеческой. Да что там поэты, даже индус Шри Ауробиндо Гхош в начале 20 века в книге по интегральной йоге «Путешествие сознания» писал о прекрасном состоянии покоя, когда пробуждается дух человека. Мысли не тревожат его, они проплывают как облака в небе, и вы можете взять любую из них. Поразительно, но об этом же самом далее говорит Михаил Юрьевич:
«Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть».
Хорошо сказано – холодный сон. По ассоциации идет «Спящая царевна» В.А. Жуковского»: там и алые губки горят, и цвет ее ланит молод, а царевна-то спит! И сама не проснется, пока ее не поцелуют. Не холодным сном она спит, а сном жизни. Вот и поэт хочет того же:
«Что б в груди дремали жизни силы,
Что б дыша вздымалась тихо грудь».
Это далеко не сон смерти, но что же это? Отвлечемся от темы. Наверняка многие знакомы с книгами Эрнста Мулдашева, известного хирурга-офтальмолога и его экспедициями в Тибет. Так вот, он рассказывает о йогах, которые находятся в состоянии медитации месяцами и почти годами, обходясь весьма малым количеством скудной пищи. При этом они выходят на новые, более высокие уровни сознания, единения с Божественным, Вселенским разумом. Выглядят йоги гораздо моложе своих лет. Повторяем – это не холодный сон, это жизнь, это накопление энергии, идущей свыше. Не об этом ли говорит и Лермонтов? Конечно, он йогу не знал, но, с другой стороны, что такое состояние написания стихов при вдохновении как не своеобразная медитация? Или отдых души и тела в медитативном сне? Идем далее:
«Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел».
Значит поэт не совсем спит, значит он слышит, хочет быть в контакте с жизнью, значит он полуспит! А иначе зачем петь про любовь? Лермонтову было узе под 30 лет. Наверняка это не только любовь к женщине – здесь, скорее всего, понятие любви широчайшее, всеобъемлющее к людям, природе, Богу, жизни. Чувство, без которого человек болеет и умирает.
И последние строки:
«Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел».
Обратим внимание на слово «вечно». Нет осени, нет пожелтевших листьев, есть вечная зелень, вечная жизнь. Как тут не вспомнить князя Андрея из «Войны и мира» Л.Н. Толстого, увидевшего сперва голое дерево, а затем зеленый, мощный дуб, который и внушил князю оптимизм и пробудил силы жизни! И там дуб – и здесь дуб. Вот ведь какие параллели.
М.Ю. Лермонтов написал это стихотворение незадолго до смертельной дуэли. Вряд ли он предвидел то, что будет потом. Да это не столь важно: мы просто узнали о чем думает наш современник (не будем бояться этого слова) – ибо в стихах он с нами – русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов.