Чем проще – тем лучше (часть 1)
Большинство населения России слышало и хорошо знает песню «Есть только миг» из к/ф «Земля Санникова». Она создана поэтом-песенником Леонидом Дербеневым и композитором Александром Зацепиным. Оба являются современными классиками в своем жанре. Несмотря на то, что стихи эти в нашем сознании неразрывно связаны с гениальной музыкой Зацепина, взглянем на них только с поэтической стороны – вне контекста кинофильма. Посмотрим, как за предельной простотой скрываются глубокие мысли и непреложные истины.
Да, на первый взгляд содержание стихов просто и понятно любому человеку, как, собственно, и должно быть у профессионалов своего дела. Все, что делают мастера, кажется довольно незатейливым. Это со стороны. А ты рискни и попробуй сам – не тут-то было! Кажущаяся простота достигается ежедневным, долголетним и упорным трудом. Пока не вспотеешь (простите за прямоту) – ничего не выйдет. Так и здесь.
«Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг – за него и держись».
Как призрачно? Ведь все довольно материально: реки, горы, облака, дома, в которых мы живем; наконец – деньги, которые мы зарабатываем честным или нечестным путем; да и мы сами – двигающиеся, поглощающие, спящие – мы ведь тоже материальны? И да, и нет. В этом бушующем и периодически разрушающемся мире – а разрушение необходимо для привнесения нового, свежей информации – нет ничего абсолютно вечного. Нет, кроме одного, о чем скажем позже.
Реки пересыхают, извергаются вулканы и исчезают горы, облака растворяются в небесах; стареют и рушатся дома, где мы когда-то жили, деньги обесцениваются. Мы сами уходим туда, откуда пришли и становимся травой и глиной.
Всего лишь первая строка стихотворения, и еще ведь не все сказано – можно продолжать и продолжать. Но пойдем далее.
Не все так печально. Как говорится, самый большой грех – это уныние, т.е. отход от того, кто всех нас создал. Человеку дано много, ему дан миг. Жизнь человеческая, кажущаяся иногда такой долгой в старости, на самом деле как пылинка в космосе, как капля в океане. Да и для нас это миг, если разобраться. Не потому ли перед смертью за считанные секунды человек проживает всю свою жизнь? Но понятия космического и человеческого времени разнятся, поэтому мы живем «долго».
Да, мы должны держаться за этот миг, но как держаться? С какими делами, с верой или без нее, с какими устремлениями? Или вообще без всего – просто проплыть нам данный миг по течению и все! Так легче и гораздо проще, что большинство и делает, занимаясь, казалось бы конкретными делами и держась за жизнь то нелюбимой работой, то кажущимся семейным благополучием, то осознанием своей избранности и прочей ерундой, включая «престижные» авто и немалые счета в банках.
В погоне за сиюминутным удовольствием и мнимым кратковременным благополучием мы забываем о том, что было до нас, о прошлом. Не пытаемся хоть немного анализировать исторический опыт наших предков, делать выводы, являясь, по сути дела, Иванами-дураками, которые не помнят родства. Мы повторяем ошибки наших предшественников, а если учитывать вековую генетическую память, то сознательно повторяем наши же ошибки. На те же грабли наступаем.
А ведь миг-то тот, который «между прошлым и будущим», называется жизнью. Нашей жизнью. И, как говаривал Павка Корчагин, ее надо так прожить, чтобы не было стыдно и больно за потерянные годы. Уж у него-то жизнь действительно промелькнула как миг.
«Вечный покой сердце вряд ли обрадует,
Вечный покой для седых пирамид».
Каждый рано или поздно прикоснется к вечному покою, только радоваться или огорчаться уже не будет смысла.