Чем проще – тем лучше (часть 3)
Да, уделом таких людей может стать одиночество и непонимание при жизни. Примеров тому достаточно. Новое и оригинальное всегда воспринимается представителями традиционного мышления с трудом, если не в штыки. Новое привносится путем разрушения старого, привычного, «насиженного». Зачем что-то менять, если нам сейчас хорошо! Именно так действуют противники прогресса. Но вся прелесть в том, что, как бы они ни старались, прогресс от них не зависит: прогресс может идти быстрее или медленнее, но он идет, идет! Развитие неизбежно! Этому подтверждение весь ход истории, а ведь сколько мешали! Историю делают личности в том числе. Сильные личности. Помехи делают их еще активнее и злее (в хорошем смысле слова). «Еще суровей и угрюмей они творят свои дела», -- так, кажется, писал Маяковский. Только пассионарии более веселы: оптимизм у них в крови. Как писал Семен Гудзенко: «Когда на смерть идут – поют, а перед этим можно плакать, ведь самый страшный час в бою – час ожидания атаки». Атака – это действие, поступок, рывок духовный и телесный. Это сознательное волевое усилие, это уход с «теплого» места, открытие и освоение новых земель, покорение вершины; слова правды, сказанные в лицо негодяю.
«Чем дорожу, чем рискую на свете я – Мигом одним, только мигом одним».
Человек одновременно и дорожит, и рискует жизнью. Жизнью, которая дана Богом и только по его же воле может быть взята обратно. Значит, как писал Евгений Баратынский, нужно исполнить предначертание Божье, несмотря ни на какие препятствия. Дорожить и рисковать, не зацикливаться на сохранении своего существования, но и не быть безрассудным – вот золотая середина, которая поддерживается Всевышним. Опять прекрасный поэтический образ: миг – это миг, миг – это жизнь человеческая.
«Счастье дано повстречать иль беду еще, есть только миг – за него и держись».
Хорошо сказано: может встретиться счастье, может беда – главное не в этом. Не надо поддаваться на происки лукавого и опускать руки. Надо идти вперед! Только тем, кто намечает перспективу и движется, открываются новые горизонты.
Простое стихотворение – простое, для тех, кто понимает, что все гениальное?..
На этом можно было бы закончить, но из глубин поэтического космоса упала еще одна звезда, прочертив яркую дугу – «Парус» Лермонтова. Цитировать не будем, т.к. его знают все за исключением тех, кто не умеет читать.
О чем это стихотворение? О парусе, о ветре, о волнах? И о них тоже. Без гнущейся и скрипящей мачты, без золотого луча солнца не было бы и образа. Но парус не безличен, подразумевается тот, кто управляет им – человек! Интересная вещь получается: автор одушевляет кусок полотна и удивительным образом расширяет, отодвигает дальше границы восприятия текста. Представим визуально: бескрайнее волнующееся море и белая точка паруса, слепящее солнце, соленые брызги, ветер перемен, чувство нового – жизнь во всей ее полноте, обновление, то, без чего нельзя и не стоит жить!
Проведем параллели.
«Увы! Он счастия не ищет, И не от счастия бежит!»
Про это же пишет Дербенев: «Счастье дано испытать…» и т.д. Человеческие ценности, данные изначально, остаются с нами всегда. Давайте вдумаемся: не ищет счастья, не бежит от счастья (или беды). Что же тогда? Зачем все это? А вот зачем. Появляется третий, главный аспект, который наполняет существование смыслом, перспективой, который превращает его в интересную жизнь – новое, творчество, креатив (для тех, кто не знает слово «творчество»).
«Вечный покой сердце вряд ли обрадует» и «..просит бури, Как будто в бурях есть покой!» Мысль одна, но сказано по разному. Движение –жизнь, вечный покой – смерть, прежде всего – духовная.
Вот так и разговаривают поэты друг с другом, а мы разговариваем с ними, как с нашими современниками. Да и что значат какие-то 150 – 200 лет? Это «миг – ослепительный миг».
Мы все немного музыканты! (Часть 1)
Да-да, не удивляйтесь. Все мы, сами того не ведая, соприкасаемся с миром музыки. Соприкасаемся иногда напрямую, иногда опосредованно – через третью инстанцию. Почему сами того не ведая? Ведь музыка звучит постоянно: льется из СМИ в квартире или доме, скрашивает дальнюю дорогу в автомобиле, заменяет короткие и длинные гудки в телефоне. Вот поэтому и не ведая. Музыка превращается в фоновое сопровождение, как приличные обои на стенах. Собственно мелодия и слова уже не очень важны – главное, чтобы что-то доносилось из динамика.
Но сегодня не об этом. Вернее об этом, только с другой стороны. Со стороны лексики.
С годами у некоторых людей ухудшается зрение в силу ряда причин, в которых сегодня разбираться нет смысла. Мы о другом. Человек покупает «Чернику-форте» и проходит курс восстановления зрения. Название «Черника-форте» произносится автоматически. С черникой все понятно: это старинное народное средство, а вот «форте»? Что это такое? Тут-то мы и соприкоснулись косвенно с миром музыки. Дело в том, что в русском языке слово «форте» употребляется именно в музыкальной сфере. Это итальянское слово и обозначает оно «громко», «сильно», « в полную силу». Применительно к оркестру, вокалу, муз. инструменту это понятно: петь или играть нужно именно громко. А вот с черникой как быть? Создатели этой биологически активной добавки хотели, очевидно, подчеркнуть эффективность ее положительного воздействия на зрение человека, использовав звучное слово «форте»! Ведь «черника- громко» явно не звучит, хотя и по-русски. Вот и пришло на помощь слово из итальянского языка. Из итальянского – заметьте – не из немецкого, казахского или еще откуда-нибудь. А все потому, что у нас с Италией давние творческие связи: русские художники, музыканты (особенно оперные певцы), поэты, писатели всегда с желанием и радостью проходили обучение и просто жили в этой стране. Итальянская эстрада популярна у нас и сегодня, а какой бум был в 80-х и 90-х годах! Не забывайте и о пляжах Италии!
Теперь о лексике. Лексика, просто говоря, это весь словарный запас. Слово – главное в языке: оно служит для именования предмета, формирования знаний о нем и дальнейшей передачи информации. Поскольку наше время – время информационных технологий, значение слова, термина, его конкретности очень велики. Лексика жива, она постоянно в движении, в обновлении: заимствованные слова, новообразования не дают повода для лексической стагнации.
Лексика – понятие, относящееся ко всему словарному запасу. Это то, чем, в большей или меньшей степени, пользуется все население России (хотелось бы сказать про всех граждан России, но пока еще не каждый гражданин своей страны).
Лексика делится на пласты, о которых позднее. Сейчас о лексиконе. Про кого-нибудь говорят: «У него плохо с лексиконом». Говорят еще: «Своеобразный лексикон, профессиональный лексикон», «слов модных полный лексикон» (А.С. Пушкин) и т.д. Что же значит понятие «лексикон»? Лексикон – словарный запас конкретного человека; запас слов и терминов, которые употребительны в какой-либо определенной среде; в группе людей, объединенных общими интересами. Естественно, в таком лексиконе используются специфические слова и выражения. Музыкальный язык – тому пример.
Выше говорилось об употреблении термина «форте» -- чисто музыкального. Приведем еще несколько примеров. Кто управляет оркестром? – конечно дирижер. Очень часто и оправданно в отношении каких-либо политических игр, перипетий говорят: «А кто дирижирует?», т.е. кто управляет оркестром из политиков и чиновников? А кто дирижирует нашей жизнью вообще? Кто самый главный дирижер оркестра жизни?