Мы все немного музыканты (часть 2).
Кто самый главный дирижер оркестра жизни? Помните Булата Окуджаву – «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Надежда умирает последней, так, кажется говорится. Скажем больше: надежда бессмертна. Если бы она умерла, то умерла бы и любовь; и наоборот. В душе любящего всегда живет надежда – в душе надеющегося зарождается любовь! Любовь к другому человеку, к людям, к окружающему миру; к тому, кто нас всех создал в любви – к Богу. Это в первую очередь. А вот оркестр, да еще под управлением – это как раз из музыкального лексикона.
Идем дальше.
Разговаривают два или несколько человек. Даже не разговаривают, а почти кричат. Как говорится, на повышенных тонах. Проходящий мимо делает замечание: «Господа, вы не могли бы на полтона ниже?» Что он имел в виду? В музыке есть понятия тон и полутон, они обозначают расстояние между звуками по высоте. Не вдаваясь в подробности, скажем, что говорящих громко (на повышенных тонах) людей попросили говорить потише (на полтона), дабы не создавать помехи окружающим. Еще в подобных случаях употребляется другое выражение – «давайте на пиано». Пиано (pianо) – тоже музыкальный термин, который означает «тихо». Здесь все предельно понятно. Главное, чтобы говорящие громко господа поняли, о чем идет речь, и не приняли это слово за что-то крамольное. А то получится как в «Кавказской пленнице»: «В моем доме не выражаться!» Интересно выходит: пианино, рояль, общее название – фортепиано; по итальянски это в буквальном переводе обозначает «громко-тихо». Это вообще не имя существительное, если по-итальянски. Такие вот словесные приключения.
Немного о составе оркестра. Возьмем классику, т.е. симфонический. Главнейшая группа симфонического оркестра – скрипичная. В этой скрипичной группе есть самая-самая главная скрипка – первая. Это наиболее опытный и виртуозный музыкант. Труднейшие в техническом и музыкальном плане места исполняет именно он, он ведет за собой (после дирижера) остальных. Экстраполируем вышесказанное на сферу немузыкальную, что мы видим? В любой профессиональной области, какой-то ситуации всегда есть человек, который по праву может считаться «первой скрипкой».Это либо лидер вообще, либо лидер в данной ситуации. Профессионал своего дела, заряжающий энергией окружающих.
Тесно связано с содержанием предыдущего абзаца слово «солировать». Соло по итальянски буквально означает «один», «единственный». Музыкальный номер исполняется одним человеком – музыкантом, танцовщиком, идет выделение какой-либо музыкальной партии, момента, музыкальной фразы. Проведем аналогию с немузыкальной жизнью, хотя трудно представить бытие без музыки. Идет заседание какого-нибудь совета, президиума; с длинной речью выступает (кстати, тоже слово, относящееся к сцене, к музыке) председательствующий или кто-либо. Можно сказать, что он солировал? Конечно, что и делают корреспонденты и комментаторы в определенных случаях.
Употребление терминов какого-нибудь лексикона оправдано лишь тогда, когда они – термины – подходят по смыслу и – что самое главное – не нарушают образность, специфику той сферы, откуда они взяты; украшают, освежают своим применением новый текст. Все зависит от интеллекта и художественного вкуса того, кто это делает. Когда комментатор говорит про исполнение гимнасткой произвольной программы – это понятно и в смысловом и контекстном отношении. Когда же мы слышим, что сейчас на экране видели гол «в исполнении» кого-либо, стоит задуматься: а не переборщил ли комментатор?! Как-то режет слух.
Таким образом, мы все немного музыканты. Остается лишь одно – употреблять слова из музыкального лексикона в меру, учитывая «контекст» сферы их применения.
Ну а сейчас – кода, т.е. по-итальянски – конец.