Авторская песня – путь от сердца к сердцу.
Прежде чем искать путь от сердца исполнителя к сердцу тех, кто находится в зрительном зале, выясним, что же это такое – авторская песня? Название «авторская», кстати, принадлежит В. Высоцкому. Он хотел, чтобы явление это называлось именно так.
Само слово «авторская» уже говорит о многом. Хотя бы о том, что у стихов есть конкретный автор, в отличие от некоторых попсовых «произведений», авторство в которых весьма трудно определить. Скорее всего автор и исполняет своя песню. Как же все происходит, как и почему появляется песня называемая авторской? Послушаемся В. Высоцкого, одним из любимых выражений которого было – «разберемся!»
Начнем издалека. Все помнят строчки из «Восточной песни» Д. Тухманова и О. Гаджикасимова: «По ночам в тиши я пишу стихи, Пусть твердят, что пишет каждый в девятнадцать лет…» Да, первое чувство любви переполняет душу, заставляет многих браться за перо, хотя до этого подобного и в мыслях не было. Но не все, что выливается на бумагу, становится песней – авторской песней. Есть несколько нюансов, которые определяют жанр.
Один из них – накопление новых впечатлений в душе, голове – где угодно. Без этого нечего и думать о настоящей авторской песне, которая должна дойти до сердца слушателя. Нужно любить, быть любимым, не любить, не быть любимым, ходить в походы, ночевать у костра («Дым костра создает уют…»), быть верным другу, данному слову, потерять все и не потерять себя. Нужны потрясения. Потрясения – это хорошо! Потрясения вызывают у человека желание высказаться, выплеснуть эмоции, подпрыгнуть вверх, написать что-нибудь на чистом листе бумаги. Но не всегда так сильно. Бывает, что какой-то незаметный жизненный штрих, чей-то взгляд, улыбка, звук падающего с дерева листа, крик ночной птицы; слова, сказанные в суете и затем высветившиеся в сознании производят не меньшее впечатление на душу, чем что-то из ряда вон выходящее. Подводя итог, можно сказать, что в любом случае необходимо проишествие – материальное или духовное. Скорее то и другое вместе. Как писал Есенин – «большое видится на расстоянии». Осознание того, что произошло, приходит зачастую позже. Проще говоря, нужно, чтобы человеку, т.е. автору было о чем поведать. Конкретно поведать. Здесь мы подходим к следующему моменту, который определяет суть авторской песни – к конкретике.
Конкретность и доступность, понимаемость со стороны слушателей – одно из главнейших условий существования жанра. Язык авторской песни ни в коем случае не должен быть сложным, загруженным терминами, понятиями, жаргоном, сленгом и прочая. Язык этот должен быть таким, на котором говорят те, к кому автор обращается. Не секрет, что разные слои населения говорят на разных языках. Разных из-за интеллектуального уровня, специфики деятельности, материального положения, воспитания – да мало ли чего. Прелесть авторской песни заключается в том, что она понятна абсолютно всем! Да-да! Рядом в зале или у костра могут находиться ученый и слесарь-сантехник, которые одинаково хорошо воспримут то, о чем говорит автор. Почему? Есть общечеловеческие ценности, которые могут быть выражены множеством вариантов, множеством слов, строк, но здесь ведется именно разговор со слушателем, собеседником в каком-то смысле. Разговорная интонация, непосредственное обращение – одно из неоспоримых преимуществ жанра авторской песни. Помните у О. Митяева: «Давай с тобой поговорим, да ты, приятель, спишь». Контакт и еще раз контакт с теми, кто слушает. Этот контакт, если он положителен и добр, очищает и освежает, снимает напряжение жизни, дает силы: ты не один, вокруг те, кто с тобой