Авторская песня – путь от сердца к сердцу (часть 2)
Продолжим о контакте. Если он есть, что можно увидеть по выражению глаз слушателей, то это прекрасно. Появляется энергетика взаимодействия с той с и другой стороны: исполнителя и публики ( у костра тоже публика, как и зрительном зале). Тот, кто поет, отдает свою энергию тем, кто слушает. Количестве энергии увеличивается прямо пропорционально числу воспринимающих песню и возвращается к исполнителю, придавая ему новые силы. Если поющий и почувствует что-то вроде усталости или напряжения, то только после того, как он все споет. Напряжение быстро спадет, а усталость будет приятной, будет способствовать восприятию организмом новых сил и впечатлений.
Предполагается, что исполнитель поет несколько песен. В каждом выступлении должна быть кульминация – вершина, пик – в музыкальном, эмоциональном и, конечно же, литературном плане. Музыку мы оставим, хотя в авторской песне она тоже имеет значение.
Вообще-то изначально этот жанр возник как явление литературное. Вначале было слово, как говорится. Человек написал несколько строк и только потом решил сопроводить их простейшими гитарными аккордами. Хотя гитара и распространена повсеместно, но владеют ею далеко не все, поэтому аккомпанемент подразумевался не очень сложным и насыщенным. Да здесь и не нужен такой. Смотрите – у Булата Окуджавы простейшие аккорды, а какие песни! «Виноградная косточка», «Отгремели песни нашего полка», «Надежды маленький оркестрик» – можно брать любую. Все строится буквально на трех-четырех аккордах, но каков эффект! А его песня про десантный батальон из к/ф «Белорусский вокзал»?! Ее же знают все, а мелодия исполняется как марш духовыми оркестрами. Но так происходит далеко не всегда. Только единичные образцы мелодий этого жанра существуют как чисто музыкальные произведения, да и то, когда мы их слышим, интуитивно подразумеваем и проговариваем слова. Почему? Все потому же: авторская песня прежде всего литературное явление. В этом ее суть. Это поэты, которые только потом «подкладывают» под стихи гитарные аккорды.
Сейчас, правда, чего только нет в аккомпанементе: и гитара, и баян, и фортепиано, и скрипка, и т.д., но принципиально достаточно шести струн. Когда есть контакт. Если его нет, то и оркестр не поможет.
Довольно о музыке, перейдем к нашей любимой литературе, к языку. Вопрос для авторской песни очень интересный. Представим, что человек, до этого не писавший стихов никогда, вдруг берется за перо и что-то там выжимает из себя. Естественно, качество появляется не сразу. Только у самородков первые стихи будут качественными, не побоимся этого слова. Качество стихов, оно и в провинции качество. Как говорил Э. Хачатурян, творчество – это борьба гениального с бездарным. Что из этого следует? Над стихами надо работать и работать! Сотни раз прокручивать их в голове, просыпаться ночью и переделывать эти «проклятые» строчки. У кого-то хватит терпения и сил на подобный процесс, у кого-то не хватит. Кто-то остановится через месяц, кто-то пойдет дальше. Песня или останется в тетрадке, или дойдет до уровня концертного исполнения.
Но есть одно «но». Именно в авторской песне. Здесь не должно быть претензий на изысканность, на аристократичность, на какое бы то ни было превосходство – здесь лишь общение, общение на равных! И никак иначе. В этом контексте – общения на равных – допускаются выражения простонародные, из разговорной речи, устоявшиеся обороты, где и с логикой связности слов не все так гладко. Но применение их оправдано употреблением в нашей ежедневной разговорной практике, только этим