Последние статьи

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Prev Next

Что такое синхронный перевод

Что такое синхронный перевод Все более и более востребованной услугой от бюро переводов становится синхронный перевод. Это т...

Нюансы профессионального перевода сайтов

Нюансы профессионального перевода сайтов Сегодня ни один серьезный бизнес, достигший определенных вершин успеха, не обходитс...

Нотариальное заверение переводов: важнейшая услуга!

Нотариальное заверение переводов: важнейшая услуга! Проставление апостиля на переводах важных документов или услуга нотариал...

Гарантии при нотариальном переводе в СПб

Гарантии при нотариальном переводе в СПб Сталкиваясь с необходимостью перевода на другой язык (с другого языка) всевозможных...

виды переводов с иностранных языков


Авторская песня – путь от сердца к сердцу (часть 3)

Надо сказать, что авторские песни, принадлежащие людям в этом жанре известным, отличаются и стилем, и мелодической линией, и добротной литературностью. Это настоящие стихи без всяких «но». Возьмем, к примеру, песню «Зеленая карета» (слова О. Дриза, музыка А. Суханова). Волшебная песня с удивительной и простой мелодией. Еще раз подтверждается истина, что все гениальное просто. Приведем несколько строк из песни, чтобы почувствовать настроение: «Шесть коней разгоряченных В шляпах алых и зеленых Над землей несутся вскачь, На запятках черный грач. Не угнаться за каретой: ведь весна в карете этой». Это же сказочный образ – зеленая карета цвета молодой листвы и девушка – весна в ней! А начало песни: «Спят мышата, спят ежата, медвежата и ребята». Сразу погружаешься в атмосферу детской комнаты, где только что уснули набегавшиеся за день мальчишки и девчонки, и сверху на них медленно опускаются волшебные сны. Да, это яркий пример песни-сказки и авторской песни в то же время. Достойны и стихи, и мелодия. Кульминационное слово здесь – весна: «Ведь весна в карете этой». Кульминация в стихах совпадает с кульминацией в музыке: на эти слова приходятся самые высокие ноты.

Другая, тоже известная песня – «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева. Немного процитируем: «Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, струна осколком эха пронзит тугую высь. Качнется купол неба большой и звездно-снежный,  как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Хорошо сказано: струна, подобно осколку эха – острому, звенящему осколку, пронзит высь, и не просто высь, а тугую высь – высь, наполненную песнями. Стихи были написаны под впечатлением Грушинского фестиваля авторской песни, где сцена представляет собой большой плот в форме гитары с парусом вместо задника. Сцена наверняка чуть покачивается на воде, отсюда и слова «качнется купол неба». Все реально объяснимо и вместе с тем создается образ, картина.

Но так бывает далеко не всегда. Иногда человек, поющий свои стихи под гитару, вообще не имеет представления о том, что такое сюжет песни, та же кульминация, этика, т.е. ответственность автора перед слушателями. Хорошо, если у него есть врожденный вкус, он начитан, достаточно грамотен. Это идеальный вариант для начинающего. Но даже не это главное. Главное – искренность, порыв души, непосредственные эмоции, желание писать и работать над текстами. Навык написания стихов рано или поздно придет и станет автоматическим, на уровне интуиции. Если же не будет контакта, искорки в глазах, одухотворенности – не нужно никаких знаний.

Еще один из моментов, дающих авторской песне неоспоримый плюс – сюжет, его завершенность. Все как в школьном сочинении: вступление – экспозиция, развитие – основная часть, завершение – кода, где четко виден результат и сделан вывод. То есть авторская песня в идеале должна быть маленьким фильмом или спектаклем. После закрытия занавеса зритель аплодирует. Очень хотелось бы! В этом отношении показательны песни В. Высоцкого. К примеру «Утренняя гимнастика». Вроде бы шутка, но и сюжет, и вывод имеются. Сюжет конкретен и общ одновременно. Что уж конкретнее утренней гимнастики, правда!? Автор легко, со здоровым юмором рисует простейшие упражнения, знакомые нам с пионерского лагеря: «Вдох глубокий, руки шире». Тут же появляется скрытая улыбка: «не спешите – три, четыре!» Юмор сразу расширяет границы восприятия песни, она уже не только о гимнастике, но и о положительном мироощущении. Это и детская, и взрослая утренняя зарядка. И физическая, и моральная. Перейдем к приседаниям. Вроде бы все понятно: присели – встали. Когда же говорится «Разговаривать не надо, приседайте до упада, да не будьте мрачными и хмурыми», когда представишь, что человек действительно «упадет» на утренней зарядке, становится веселее, конкретно веселее. Кульминация песни, как и положено, в конце: «Не страшны дурные вести – начинаем бег на месте!» Это же прямая насмешка над болезнями, недомоганием, боязнью резких движений, ленью – над тем, что презирал сам Владимир Семенович при жизни. Презирал положительно, хорошо!

Итак, подведем черту. Авторская песня невозможна без: контакта со слушателем, простоты, искренности, сюжетности, развития, кульминации и вывода. В этом случае сердца слушателей будут биться в такт с сердцем исполнителя.