Авторская песня – путь от сердца к сердцу (часть 3)
Надо сказать, что авторские песни, принадлежащие людям в этом жанре известным, отличаются и стилем, и мелодической линией, и добротной литературностью. Это настоящие стихи без всяких «но». Возьмем, к примеру, песню «Зеленая карета» (слова О. Дриза, музыка А. Суханова). Волшебная песня с удивительной и простой мелодией. Еще раз подтверждается истина, что все гениальное просто. Приведем несколько строк из песни, чтобы почувствовать настроение: «Шесть коней разгоряченных В шляпах алых и зеленых Над землей несутся вскачь, На запятках черный грач. Не угнаться за каретой: ведь весна в карете этой». Это же сказочный образ – зеленая карета цвета молодой листвы и девушка – весна в ней! А начало песни: «Спят мышата, спят ежата, медвежата и ребята». Сразу погружаешься в атмосферу детской комнаты, где только что уснули набегавшиеся за день мальчишки и девчонки, и сверху на них медленно опускаются волшебные сны. Да, это яркий пример песни-сказки и авторской песни в то же время. Достойны и стихи, и мелодия. Кульминационное слово здесь – весна: «Ведь весна в карете этой». Кульминация в стихах совпадает с кульминацией в музыке: на эти слова приходятся самые высокие ноты.
Другая, тоже известная песня – «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева. Немного процитируем: «Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно, струна осколком эха пронзит тугую высь. Качнется купол неба большой и звездно-снежный, как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Хорошо сказано: струна, подобно осколку эха – острому, звенящему осколку, пронзит высь, и не просто высь, а тугую высь – высь, наполненную песнями. Стихи были написаны под впечатлением Грушинского фестиваля авторской песни, где сцена представляет собой большой плот в форме гитары с парусом вместо задника. Сцена наверняка чуть покачивается на воде, отсюда и слова «качнется купол неба». Все реально объяснимо и вместе с тем создается образ, картина.
Но так бывает далеко не всегда. Иногда человек, поющий свои стихи под гитару, вообще не имеет представления о том, что такое сюжет песни, та же кульминация, этика, т.е. ответственность автора перед слушателями. Хорошо, если у него есть врожденный вкус, он начитан, достаточно грамотен. Это идеальный вариант для начинающего. Но даже не это главное. Главное – искренность, порыв души, непосредственные эмоции, желание писать и работать над текстами. Навык написания стихов рано или поздно придет и станет автоматическим, на уровне интуиции. Если же не будет контакта, искорки в глазах, одухотворенности – не нужно никаких знаний.
Еще один из моментов, дающих авторской песне неоспоримый плюс – сюжет, его завершенность. Все как в школьном сочинении: вступление – экспозиция, развитие – основная часть, завершение – кода, где четко виден результат и сделан вывод. То есть авторская песня в идеале должна быть маленьким фильмом или спектаклем. После закрытия занавеса зритель аплодирует. Очень хотелось бы! В этом отношении показательны песни В. Высоцкого. К примеру «Утренняя гимнастика». Вроде бы шутка, но и сюжет, и вывод имеются. Сюжет конкретен и общ одновременно. Что уж конкретнее утренней гимнастики, правда!? Автор легко, со здоровым юмором рисует простейшие упражнения, знакомые нам с пионерского лагеря: «Вдох глубокий, руки шире». Тут же появляется скрытая улыбка: «не спешите – три, четыре!» Юмор сразу расширяет границы восприятия песни, она уже не только о гимнастике, но и о положительном мироощущении. Это и детская, и взрослая утренняя зарядка. И физическая, и моральная. Перейдем к приседаниям. Вроде бы все понятно: присели – встали. Когда же говорится «Разговаривать не надо, приседайте до упада, да не будьте мрачными и хмурыми», когда представишь, что человек действительно «упадет» на утренней зарядке, становится веселее, конкретно веселее. Кульминация песни, как и положено, в конце: «Не страшны дурные вести – начинаем бег на месте!» Это же прямая насмешка над болезнями, недомоганием, боязнью резких движений, ленью – над тем, что презирал сам Владимир Семенович при жизни. Презирал положительно, хорошо!
Итак, подведем черту. Авторская песня невозможна без: контакта со слушателем, простоты, искренности, сюжетности, развития, кульминации и вывода. В этом случае сердца слушателей будут биться в такт с сердцем исполнителя.